Наталья Харью: зубной гигиенист из Швеции в интернате Кривого Рога («Sverigesradio», Швеция)

Хинский: Второй стороной в договоре должна быть клиника, а не врачОпубликовано: Sverigesradio.se. 18.09.2014. ИноСМИ.

Наталья Харью – инициатор проекта, одобренного шведской сетью стоматологических поликлиник, которая ежегодно в сентябре проводит конкурс научных работ в области стоматологии. Проект помощи детям с пониженным слухом в школе-интернате Кривого Рога, Днепропетровская область, Украина.

В сентябре прошлого 2013 года Наталья Харью подала на конкурс проект, в котором ставила целью проследить влияние работы зубного гигиениста (которым она является, получив образование в Швеции) на здоровье пациентов.

– Я сосредоточилась на группе детей, которые никогда не получали полной информации о профилактике или предупреждении болезней во рту — дети в школе-интернате Кривого Рога. Это интернат для детей с пониженным слухом или совсем глухих. Там около 150 человек. От 6 лет до 18-ти. Там учатся дети со всей Днепропетровской области.

Мне было интересно найти группу детей, которые никогда не получали в полном объеме ту информацию, которую получают и дети с маленького возраста, и родители в Швеции. Я созвонилась с интернатом, они согласились участвовать в проекте, и я там была в мае месяце.

– Что же это за информация, которую дают в Швеции и которой не хватает ученикам данной школы-интерната?

– В Швеции в стоматологических поликлиниках есть три профессии: врач-стоматолог, зубной гигиенист, которым я являюсь, и медсестра, которая помогает стоматологу. Цель работы гигиениста – предупреждение болезней ротовой полости. Есть целая классификация таких заболеваний, одно из самых распространенных – это кариес.

— Чему же, собственно, учат в Швеции детей и родителей?

– Мой опыт работы и жизни (я сама с Украины) говорит о том, что это совершенно другой мир. Все мои пациенты — русскоязычные, в Стокгольме, ощущают недостаток информации, потому что такой специальности (зубной гигиенист) раньше не было.

– Что же надо делать?

– Убрать факторы, которые способствуют распространению болезней. Один из самых главных — это бактерии. Это значит: тщательно чистить зубы два раза в день, утром и вечером. Это обязательно. Плюс — дополнительно очищать промежутки между зубами. Сейчас в продаже есть масса приспособлений: зубная нить, тонкие щеточки или пластинки для чистки межзубного пространства. Мы не знали раньше, что бактерии между зубами — тоже фактор, способствующий развитию кариеса, например.

Другой фактор: неправильное питание. Я проводила такие беседы в интернате, минут на 30. Как правильно чистить зубы и как правильно питаться. Нельзя кушать слишком часто, между основными приемами пищи 5 раз в день максимум: завтрак, потом часа через два можно съесть какой-нибудь фрукт, обед, полдник и ужин.

Люди, много времени проводящие за компьютером, часто и беспорядочно едят. У них всегда рядом с компьютером то булочка, то бутерброд. А зубы должны «отдыхать» между приемами пищи. И пить в этих промежутках лучше только воду. Обычную воду.

Сладости, которые в наших странах так любят и приветствуют, я сама это помню, это еще один фактор, способствующий развитию болезней, потому что сладкая пища — это питательная среда для размножения бактерий. Это и ведет к развитию кариеса, особенно у детей.

Мы провели эксперимент со специальными таблетками, которые окрашивают в ярко розовый цвет те места во рту, где скапливаются бактерии. И дети сами видели, что даже после чистки зубов еще много бактерий осталось во рту и надо чистить зубы тщательнее. И особенно между зубами. Тут важна еще и сама техника чистки зубов, которую я тоже показывала детям в интернате, — говорит Наталья Харью.

– А какова была реакция со стороны взрослых? Не считали ли они всё это «ерундой», «ничего нового», «мы все и так знаем, что надо чистить зубы»?

— Всё зависит от того, как подать информацию. За годы работы в Швеции у меня выработалась своя концепция, свой подход: не ругать, не осуждать, не ставить на вид, а просто рассказывать, показать на картинке, нарисовать — вот это сейчас, а вот такое может быть через 5 лет. Трудно себя заставить использовать зубную нить каждый день, но если подать информацию правильно, аккуратно, то пациенты начинают следовать этим советам.

Я получила реакцию детей интерната в форме ответов на вопросы анкеты. Первую анкету (которую я выслала перед приездом в Кривой Рог) дети заполняли, отвечая на вопросы: как часто они чистят зубы, боятся ли они ходить к зубному врачу или нет, как часто посещают зубного врача. В Швеции принято посещать зубного врача хотя бы раз в год, или раз в 2 года, даже если ничего не болит, просто для контроля.

Вторую анкету дети заполняли после того, как я побывала в интернате, рассказывала и помогала им чистить зубы утром и вечером, показывала, как это надо делать правильно. Дети написали, что им очень понравилось, что они уже иначе смотрят на сладости, например.

В этой школе-интернате каждый день детям давали конфеты. И моим первым советом директору было: не давать детям конфеты каждый день, а собрать всю «недельную порцию» и раздать детям, например, в пятницу, перед выходными днями. Так делают, или стараются делать, шведские родители: ребенку сладости дают только раз в неделю, по субботам. (Этому даже есть специальное выражение в шведском языке «lördagsgodis», т.е. «субботние сладости» — прим. ред.) Потому что именно сахар, как мы уже сказали, ведет не только к развитию кариеса, но и способствует быстрому размножению бактерий во рту и, естественно, влияет на эмаль зубов.

Мне было очень интересно работать с детками. Это было важно и для моего собственного роста, ну и я надеюсь, что я смогла оказать, так сказать, гуманитарную помощь детям этого интерната.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *